ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: "РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ПЕРЕСКАЗА" (старшая "А" группа)
12.10.2020
Конспект
образовательной
деятельности по речевому развитию на тему «Пересказ рассказа
Г. Скребицкого и В. Чаплиной
«Лес осенью»
в
старшей группе
Цель:
Формировать
умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие
рассказы.
Задачи:
- Обучать детей связному последовательному
пересказу литературного текста
по опорным схемам, отражающих последовательность событий;
-
упражнять в подборе прилагательных к
существительному;
-
закреплять правильное, отчетливое произнесение чистоговорок с разной силой голоса;
-
совершенствовать умение согласовывать
слова в предложении;
-
продолжать развивать умение поддерживать беседу, речевое дыхание;
-
развивать внимание, память, мышление, творческий потенциал, мелкую
моторику;
-
воспитывать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.
Оборудование:
Опорные схемы к рассказу, деревья с
осенними листьями , книга «Лес осенью»,
произведение П.И.Чайковского «Времена года - Осень», осенний мяч.
Организационный момент.
Воспитатель - У нас сегодня много гостей, поздоровайтесь, улыбнитесь.
Вспомним наше правило: Наши
глаза внимательно смотрят
Наши уши внимательно слушают
Наши руки нам не мешают, а помогают.
Воспитатель - Ребята, послушайте очень внимательно произведение, которое будет
сейчас звучать.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» (октябрь)
-Какие чувства у Вас возникли, когда слушали это произведение? (чувство
печали, тоски, грусти)
-А какое время года вы себе представили? (Осень)
-Почему осень? (потому что музыка грустная, тоскливая, печальная).
- Может из вас кто-то вспомнит название этого произведения и композитора?
- Верно, это произведение написал композитор П.И. Чайковский.
Называется Времена года.
Воспитатель- А что в нашей группе напоминает об осени?
Дети: Мы собрали осенний букет из листьев.
Мы рисовали
рисунки об осени.
Украсили
нашу группу листьями.
Рассматривали
картины.
Воспитатель: Действительно, осень снами повсюду.
- Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Осень в сентябре (какая?) – ранняя
- Осень в октябре (какая?)– золотая.
Как быстро заканчивается золотая осень и наступает какая осень?
Дети:
- Какой сейчас месяц?
- А в ноябре (какая?)-поздняя.
Логопед - В
старину этот месяц называли— «предзимье» Почему «предзимье»?
Дети-
Воспитатель-
Правильно, потому что ноябрь последний месяц осени, за ним следует зима.
Ударили уже первые морозы. Снег выпадает. Но еще тает.
Воспитатель- Вспомните и назовите,
что происходит в природе осенью? Игра называется "Подбери признак осени"
У меня разноцветный мяч:
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель:
- Осенью
небо какое? (Серое, темное, хмурое,
пасмурное, тяжелое)
- Осенью
погода (какая?) (Холодная, дождливая, ветреная, солнечная, унылая, хмурая,
пасмурная, морозная).
- Осенью
листья какие? (Яркие, красивые, золотые, желтые, оранжевые).
- Деревья осенью (какие?) - ранней - с
разноцветными листьями, поздней -голые.
- Как вы понимаете «деревья голые»?
- Дождь осенью (какой?) - холодный,
моросящий.
- Осенью
ветер какой? (Пронзительный, северный,
свирепый, колючий)
Воспитатель - Молодцы, вы точно рассказали об изменениях в
природе.
Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху. Дни короче, ночь длиннее,
солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев.
А сейчас мы покажем, какой бывает ветер
осенью. Возьмите дерево с осенними листочками. Подуем на листья: вдыхаем
носиком, выдыхаем ртом, щеки не надуваем. Плечи не поднимаем. Губки вытянули
трубочкой.
Воспитатель - «Дуют ветры слабые, дуют ветры
сильные» (Дыхательное упражнение).
Воспитатель - Да, осень прекрасна. С давних времен композиторы сочиняют мелодии об осени,
художники рисуют картины. А писатели и поэты пишут рассказы.
Вот и
сегодня я познакомлю вас с рассказом Г.Скребицкого
и В.Чаплиной, который называется «Лес осенью».
«Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные.
Между ними ёлочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно
бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена
их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения».
Беседа по содержанию рассказа:
1) Летом лес был какой?
2) Какие теперь стали березки и клены?
3) Осины какие?
4) Что между ними зеленеют?
5) Налетит что?
6) Как закружатся листья в воздухе?
7) С чем
можно еще сравнить листья?
8) Как на землю опускаются листья?
9) Что
происходит с травами и цветами?
10)
Как можно сказать по-другому?
11)
Куда осыпаются семена?
12)
Что на следующий год из семян вырастут?
Воспитатель -
Молодцы дети, все правильно отвечали на мои вопросы.
А теперь все покружитесь и в листочки превратитесь. Под музыку кружимся,
как листочки. (Психогимнастика
«Осенние листочки»)
Сильный ветер вдруг
подул
И листочки быстро сдул(воздушная струя).
Все листочки полетели (с-с-с)
И на землю тихо сели (ш-ш-ш).
Теперь снова покружитесь
И в детишек превратитесь.
Воспитатель:
А сейчас
послушайте еще раз рассказ внимательно и постарайтесь его запомнить. Потом
будем пересказывать этот рассказ. Вы внимательно слушайте,
чтобы ничего не пропустить. И в этом вам помогут опорные схемы. Надо рассматривать схемы в определенной последовательности, тогда
рассказ получится красивым без повторов.
«Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные.
Между ними ёлочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно
бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена
их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения».
Работа с мнемотаблицами:
- Давайте посмотрим на 1 схему, о чем она
рассказывает?
- Что видите на 2 схеме?
- Давайте рассмотрим 3 схему. Что на ней
изображено?
- Обратим внимание на 4 схему. О чем она
рассказывает?
- Что видим на последней схеме?
Воспитатель - Когда пересказываем надо сидеть
спокойно, голову не опускать, ведь дети и взрослые вас внимательно слушают.
Приступаем к пересказыванию по цепочке. Тагир начинай. (Пересказ по цепочке).
Воспитатель- Молодцы дети. А теперь пересказывать
будут только мальчики. Слушаем внимательно.
Дети - мальчики пересказывают.
Воспитатель - А теперь мы послушаем девочек.
Дети - девочки пересказывают.
Воспитатель - Молодцы дети, у вас получились
связные, последовательные рассказы. Вы были очень внимательны.
Воспитатель- Может быть кто-то хочет попробовать
сам пересказать целый рассказ?
Дети-
Воспитатель – замечательный рассказ у тебя
получился. Молодец.
Дети, ну вот беда – пройдет время и мы забудем
рассказ, как бы хотелось чтобы этот рассказ остался в нашей памяти и напоминал
нам об осени. Как нам поступить в этой ситуации?
Дети-
Воспитатель – замечательная идея, при помощи ваших
рисунков мы создадим свою книгу, которую так и назовем «Лес осенью». Посмотрите
у нас есть готовая обложка. А страницы для книги я поручаю вам сделать
самостоятельно.
И чтобы наши рисунки не повторялись и рассказ
был полным, к нам на помощь придут наши
помощники – опорные схемы. На каждом столе по одной схеме, которая раскрывает
свой сюжет рассказа. Подумайте, какой сюжет рассказы вы хотели бы нарисовать.
Кто определился с сюжетом, подходите к столу. Вы можете использовать весь
материал – это цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, трафареты, гуашь,
ватные палочки.
Прежде чем приступить к работе, подготовим
наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Листья, листья закружились
И на землю опустились (ладони
зигзагами опустить вниз)
Дождик стал по ним стучать (стучать
пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
Град по ним заколотил, (стучать
кулаками по столу)
Листья все на сквозь пробил
Снег потом припорошил (плавные движения вперед-назад)
Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
О-О-О стало им тепло.
Воспитатель: Проговорим чистоговорку с разной
силой голоса. Громко, тихо.
Воспитатель - приступаем к работе.
Воспитатель - Дети нам предстоит нарисовать
рисунки, оформить книгу. Не будем
задерживать наших гостей, попрощаемся. Их ждут другие дети к себе в гости. И
скажем спасибо, что пришли к нам на занятие.
Вам, мы гости обещаем
Свою книгу показать
Пусть немного в ней
страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Итог занятия: Ребята, вам понравилась
заниматься?
- В какие игры мы играли?
- Что было трудно выполнять?
- А что легко?
Похлопаем себе за внимание и старание!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.10.2020
Дата обновления: 15.10.2020
Дата публикации: 12.10.2020