ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: "РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ПЕРЕСКАЗА" (старшая "А" группа)

12.10.2020

Конспект

образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Пересказ рассказа

Г.  Скребицкого и В. Чаплиной 

«Лес осенью»

в старшей группе 

Цель:

Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы.

Задачи:

- Обучать  детей связному последовательному пересказу  литературного  текста по опорным схемам, отражающих последовательность событий;

- упражнять в подборе  прилагательных к существительному;

- закреплять правильное, отчетливое произнесение чистоговорок  с разной силой голоса;

- совершенствовать умение  согласовывать слова в предложении;

- продолжать развивать умение поддерживать беседу, речевое дыхание;

- развивать внимание, память, мышление, творческий потенциал, мелкую моторику;

- воспитывать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

 

Оборудование:

Опорные схемы к рассказу, деревья с осенними листьями ,  книга «Лес осенью», произведение П.И.Чайковского «Времена года - Осень», осенний мяч.

Организационный момент.

Воспитатель - У нас сегодня много гостей, поздоровайтесь, улыбнитесь.

Вспомним наше правило:      Наши глаза внимательно смотрят

                                                  Наши уши внимательно слушают

                                                  Наши руки нам не мешают, а помогают.

Воспитатель - Ребята, послушайте очень внимательно произведение, которое будет сейчас звучать.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» (октябрь)

-Какие чувства у Вас возникли, когда слушали это произведение? (чувство печали, тоски, грусти)

-А какое время года вы себе представили? (Осень)

-Почему осень? (потому что музыка грустная, тоскливая, печальная).

- Может из вас кто-то вспомнит название этого произведения и композитора?

- Верно, это  произведение написал композитор П.И. Чайковский. Называется Времена года.

Воспитатель- А что в нашей группе напоминает об осени?

Дети: Мы собрали осенний букет из листьев.

Мы рисовали рисунки об осени.

Украсили нашу группу листьями.

Рассматривали картины.

Воспитатель: Действительно, осень снами повсюду.

- Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Осень в сентябре (какая?) – ранняя

- Осень в октябре (какая?)– золотая.

Как быстро заканчивается золотая осень и наступает какая осень?

Дети:

- Какой сейчас месяц?

- А в ноябре (какая?)-поздняя.

Логопед - В старину этот месяц называли— «предзимье» Почему «предзимье»?

Дети-

Воспитатель- Правильно, потому что ноябрь последний месяц осени, за ним следует зима. Ударили уже первые морозы. Снег выпадает. Но еще тает.

Воспитатель- Вспомните и назовите, что происходит в природе осенью? Игра называется "Подбери признак осени"

У меня разноцветный мяч:

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель:

- Осенью небо какое?   (Серое, темное, хмурое, пасмурное, тяжелое)

- Осенью погода (какая?) (Холодная, дождливая, ветреная, солнечная, унылая, хмурая, пасмурная, морозная).

- Осенью листья какие? (Яркие, красивые, золотые, желтые, оранжевые).

- Деревья осенью (какие?) - ранней - с разноцветными листьями, поздней -голые.

- Как вы понимаете «деревья голые»?

- Дождь осенью (какой?) - холодный, моросящий.

- Осенью ветер какой?  (Пронзительный, северный, свирепый, колючий)

Воспитатель -  Молодцы, вы точно рассказали об изменениях в природе. 

Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху. Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев.

А сейчас мы покажем, какой бывает ветер осенью. Возьмите дерево с осенними листочками. Подуем на листья: вдыхаем носиком, выдыхаем ртом, щеки не надуваем. Плечи не поднимаем. Губки вытянули трубочкой.

Воспитатель - «Дуют ветры слабые, дуют ветры сильные» (Дыхательное упражнение).

Воспитатель - Да, осень прекрасна. С давних времен композиторы сочиняют мелодии об осени, художники рисуют картины. А писатели и поэты пишут рассказы.

Вот и сегодня я познакомлю вас с рассказом Г.Скребицкого и В.Чаплиной, который называется «Лес осенью».Хочу такой сайт

«Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения».

Беседа по содержанию рассказа:

1)    Летом лес был какой?

2)    Какие теперь стали березки и клены?

3)    Осины какие?

4)    Что между ними зеленеют?

5)    Налетит что?

6)    Как закружатся листья в воздухе?

7)     С чем можно еще сравнить листья?

8)    Как на землю опускаются листья?

9)     Что происходит с травами и цветами?

10)            Как можно сказать по-другому?

11)            Куда осыпаются семена?

12)            Что на следующий год из семян вырастут?

Воспитатель - Молодцы дети, все правильно отвечали на мои вопросы.

А теперь все покружитесь и в листочки превратитесь. Под музыку кружимся, как листочки. (Психогимнастика «Осенние листочки»)

Сильный ветер вдруг подул
И листочки быстро сдул(воздушная струя).
Все листочки полетели (с-с-с)
И на землю тихо сели (ш-ш-ш).
Теперь снова покружитесь
И в детишек превратитесь.

Воспитатель: А сейчас послушайте еще раз рассказ внимательно и постарайтесь его запомнить. Потом будем пересказывать этот рассказ. Вы внимательно слушайте, чтобы ничего не пропустить. И в этом вам помогут опорные схемы. Надо рассматривать схемы в определенной последовательности, тогда рассказ получится красивым без повторов.

 

«Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения».

Работа с мнемотаблицами:

- Давайте посмотрим на 1 схему, о чем она рассказывает?

- Что видите на 2 схеме?

- Давайте рассмотрим 3 схему. Что на ней изображено?

- Обратим внимание на 4 схему. О чем она рассказывает?

- Что видим на последней схеме?

Воспитатель - Когда пересказываем надо сидеть спокойно, голову не опускать, ведь дети и взрослые вас внимательно слушают. Приступаем к пересказыванию по цепочке. Тагир начинай. (Пересказ по цепочке).

Воспитатель- Молодцы дети. А теперь пересказывать будут только мальчики. Слушаем внимательно.

Дети - мальчики пересказывают.

Воспитатель - А теперь мы послушаем девочек.

Дети - девочки пересказывают.

Воспитатель - Молодцы дети, у вас получились связные, последовательные рассказы. Вы были очень внимательны.

Воспитатель- Может быть кто-то хочет попробовать сам пересказать целый рассказ?

Дети-

Воспитатель – замечательный рассказ у тебя получился. Молодец.

Дети, ну вот беда – пройдет время и мы забудем рассказ, как бы хотелось чтобы этот рассказ остался в нашей памяти и напоминал нам об осени. Как нам поступить в этой ситуации?

Дети-

Воспитатель – замечательная идея, при помощи ваших рисунков мы создадим свою книгу, которую так и назовем «Лес осенью». Посмотрите у нас есть готовая обложка. А страницы для книги я поручаю вам сделать самостоятельно.

И чтобы наши рисунки не повторялись и рассказ был полным, к нам на помощь придут  наши помощники – опорные схемы. На каждом столе по одной схеме, которая раскрывает свой сюжет рассказа. Подумайте, какой сюжет рассказы вы хотели бы нарисовать. Кто определился с сюжетом, подходите к столу. Вы можете использовать весь материал – это цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, трафареты, гуашь, ватные палочки.

Прежде чем приступить к работе, подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Листья, листья закружились

И на землю опустились                                         (ладони зигзагами опустить вниз)                                            

Дождик стал по ним стучать                                (стучать пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап

Град по ним заколотил,                                        (стучать кулаками по столу)

Листья все на сквозь пробил

Снег потом припорошил                                       (плавные движения вперед-назад)

Одеялом их накрыл.                                               (крепко прижать ладони к столу)

О-О-О стало им тепло.

Воспитатель: Проговорим чистоговорку с разной силой голоса. Громко, тихо.

Воспитатель - приступаем к работе.

Воспитатель - Дети нам предстоит нарисовать рисунки, оформить книгу.  Не будем задерживать наших гостей, попрощаемся. Их ждут другие дети к себе в гости. И скажем спасибо, что пришли к нам на занятие.

Вам, мы гости обещаем

Свою книгу показать

Пусть немного в ней страниц, 

В целом мире, как известно, 
Нет и не было границ. 

Итог занятия: Ребята, вам понравилась заниматься?
- В какие игры мы играли?
- Что было трудно выполнять?
- А что легко?

Похлопаем себе за внимание и старание!

 

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 14.10.2020

Дата обновления: 15.10.2020

Дата публикации: 12.10.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(87246) 5-21-31

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».